Информационная безопасность Средства защиты информации

Информационная безопасность и средства защиты информации

Основные направления информатизации судебной системы

Основные направления информатизации судебной системы определены в Концепции информатизации судов общей юрисдикции, разработанной в 1999 г. и получившей одобрение у судейского сообщества (Постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.).
 Концепция предусматривает создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и региональных центров (РЦ) внедрения информационных технологий. Совет судей Российской Федерации 29 апреля 2000 года принял постановление «О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации». Постановление определяет первоочередные шаги по созданию центров внедрения информационных технологий.

Информатизация судов и органов юстиции осуществляется на основе «Программы информатизации судов и органов юстиции», одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г., на принципах Концепции правовой информатизации России, утвержденной указом Президента РФ от 28 июня 1993 г.

АСИО «Юстиция» охватывает деятельность односоставных и многосоставных районных и городских судов, областных (краевых) судов, отделов (управлений) юстиции, верховных судов и министерств юстиции республик в составе Российской Федерации, нотариата, центрального аппарата министерства юстиции РФ.

Основы безопасности при работе в сетях В те времена, когда компьютеры не были объединены в сети или подключены к Интернету, о безопасности данных можно было особенно не заботиться. Достаточно было обеспечить физическую защиту компьютера и контролировать доступ посторонних пользователей к устройствам записи (например, к дисководам).

АСИО «Юстиция» в настоящее время представляет  собой совокуп- ность локальных вычислительных сетей судов, органов и учреждений юстиции, состоящих из автоматизированных рабочих мест специалистов (АРМ). Эти  первичные структуры при помощи технического оборудо­вания (модемов, сетевых адаптеров) по каналам связи соединены в единую информационную систему. Основная функция АСИО «Юстиция» − сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в судах, органах и учреждениях юстиции, что заменяет традиционные «ручные» методы ее обработки.

Основными задачами АСИО являются автоматизация делопроизводства, обработка статистической информации судов, ведение базы данных судебной практики, ведение базы данных по законодательству, автоматизация бухгалтерии, ведение базы данных о религиозных и общественных объединениях, автоматизация кадрового учета, авто­мати- за­ция деятельности нотариата, автоматизация деятельности органов загса. АСИО «Юстиция» обеспечивает ведение баз данных гражданских и уголовных дел на основании учетно-статистических карточек, исполнительного производства судов, законодательных актов ведомств, центральных и местных органов власти и управления, научно-практических комментариев судебной, нотариальной и арбитражной практики. Ведение баз данных позволяет производить выборку документов и данных, готовить формы статистической отчетности на основе первичных документов, получать сводные отчеты в целом и по регионам.

В АСИО «Юстиция» используется централизованная форма обработки информации, ее интеграция и обработка с использованием телеком­муникационных каналов связи, обеспечение доступа к интегрированной информации непосредственно с рабочих мест.

В настоящее время разработан проект федерального закона «Об электронном документе». Данный закон предполагает регулировать  особенности  использования электронных    документов    физическими и юридическими лицами, определить основные требования, предъявляемые к  электронным  документам,  а  также  установить  правовое  положение электронных документов в системе документооборота.

В настоящее время решается задача создания интегрированной информационной правовой системы.

 Система проектируется в составе следующих функциональных подсистем: 

 информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе судебного департамента;

организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля;

финансового обеспечения деятельности судов и органов судебного департамента;

автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов;

информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судебного департамента; судебной статистики;

автоматизированного делопроизводства и документооборота органов судебного департамента;

автоматизированного решения задач управления кадрами;

автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента; дистанционного обучения работников судов и органов судебного департамента;

учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений; 

взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационной системы органов государственной власти и др.

 В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура). Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Региональный уровень включает органы юстиции региона и областной (краевой, региональный) суд. На региональном уровне разработаны и действуют автоматизированные рабочие места для руководителя, специалиста по кодификации, обработке статистики по гражданским и уголовным делам, специалиста по регистрации юридических лиц и общественных формирований, специалиста по делопроизводству и для контроля за регистрацией, исполнением жалоб, заявлений и других документов, специалиста по административно-хозяйственной деятель­ности и кадрам, бухгалтера. В настоящее время суды, органы и учреждения юстиции Российской Федерации обеспечиваются комплек- сами программ: «Делопроизводство и статистика», «Бухгалтерский учет», «Кадры», «Регистрация религиозных и общественных организаций», «Нотариат», по судебной экспертизе, базами данных по законодательству и судебной практике.

На местном уровне информатизации разрабатываются и внедряются АРМ в народных судах и нотариальных конторах. Основная функция системы местного уровня − это эффективное обеспечение потребностей граждан в отправлении правосудия и совершении нотариальных действий. Локальная информационная система суда или учреждения юстиции включает в себя АРМ, подключенные по каналам связи к файл-серверу, имеющему модемную связь с региональным центром правовой информации. Нотариальные конторы и загсы  обеспечены соответст­ву- ющими характеру работы пакетами прикладных программ. В настоящее время информатизация деятельности судов осуществляется судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

 В юридической деятельности широкое распространение получили и негосударственные справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант», АРМ «Юрист», «Референт» и другие.

Роль сети Интернет в юридической деятельности. Концепция электронного правительства

  В последнее время Интернет предоставляет своим пользователем большие возможности по поиску разнообразной правовой информации, представленной на сайтах государственных органов власти и управления, сайтах правовой направленности, сетевых справочных правовых системах, электронных юридических изданиях, электронных библиотеках и т.д.
 Электронное правительство − это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекомму- никационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Во многих странах «электронное правительство» только создается, а в некоторых странах оно давно успешно функционирует. Однако сегодня «электронное правительство», за редким исключением, пока еще не стало реальностью.

  В идеале «электронное правительство» должно состоять из трех основных модулей: G2G (government to government) − правительство правительству; G2B (government to business) − правительство бизнесу; G2C (government to citizens) − правительство гражданам.

  Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений "электронного правительства" называют следующие:

 возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений;

повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями людям; возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом;

 повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах.

Первый этап процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в России характеризуется созданием Интернет-сайтов федеральных органов исполнительной власти. По поручению Президента Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет.

Проект «электронного правительства» с 2002 года определен как приоритетный в федеральной целевой программе «Электронная Россия на 2002 − 2010 годы».


На главную