Информационная безопасность Средства защиты информации

Информационная безопасность и средства защиты информации

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

  Правовая информация

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом.

Правовую информацию можно разделить на три группы (Рис. 3). .

 Рис. 3. Правовая информация

Официальная правовая информация − это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Глобальная сеть Интернет Теперь, когда сеть полностью настроена и защищена, можно подключить ее к Интернету. Но Интернет — это весьма агрессивная среда, так что настраивать соединение с ним без надежного обеспечения безопасности в локальной сети более чем рискованно. В этом разделе изучим основные способы доступа в Интернет (на физическом и канальном уровне), обсудим, как подобное подключение осуществляется на сетевом уровне и как решаются вопросы разрешения имен на сеансовом уровне. Вы узнаете также, какая служба в Интернете наиболее популярна, как она организована и какие программы прикладного уровня используются для работы с ней.

Неофициальная правовая информация − это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информационные процессы определены как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Правовое регулирование в области производства информации присутствует здесь в виде:

регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства;

в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования;

в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

запретов на производство «вредной» информации.

В сфере распространение правовой информации действует объективный закон избыточности информации.

Другой объективный закон, действующий при распространении информации, − закон искажения информации по мере ее движения. Этот закон связан с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию.
В последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации.

7.2. Автоматизированные информационные правовые системы

Правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

- субъекты информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;

- социально-правовая информация, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;
- информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.
Естественно, с развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных правовых систем, как автоматизированные информационные правовые системы.

Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов в информационных системах успешно используется метод социально-правового моделирования.

Процесс моделирования можно разделить на четыре этапа:

определение класса изучаемых объектов и законов, постановка задачи и выбор модели;

получение результатов с помощью модели для дальнейшего их сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений;

выяснение соответствия принятой гипотетической модели критерию практики;

последующий анализ модели в связи с накопленными данными об изучаемых явлениях и процессах и усовершенствование модели.

При использовании метода социально-правового моделирования в правовой информатике моделируется с информационных позиций правовая система общества в целом, механизмы правового регулирования, правотворчества, правопорядка и др.; моделируются протекающие в указанных системах, механизмах процессы сбора, обработки и использования правовой и иной информации.

В связи с плохим положением дел в области внедрения информационных систем в правовой сфере положением дел принята доктрина информационной безопасности РФ.

В рамках реализации этой доктрины:

разработана Концепция государственной информационной политики (1998 г.);

подготовлена Концепция развития законодательства РФ в сфере информации и информатизации);

разработаны и приняты законы: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О средствах массовой информации», «Об электронной цифровой подписи», проекты федеральных законов «О праве на доступ к информации», «О персональных данных»;

реализуется федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2001 г.).

Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд и несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

   а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;

  б) оперативность получения требуемой информации и т.д.

  В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности проведена разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком «Интеллектуальные инструменты юридической деятельности»: шестиязычный юридический словарь, тезаурус EUROVOC (русская версия), алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, сборник образцов документов Государственной Думы,  база данных «Законопроекты» и т.д.

 Разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них следующие подсистемы: «Парламентские процедуры и регламент», «Планирование», «Заседания Совета Федерации», «Законопроект», «Законодательство», «Контроль», «Статистика», «Регион», «Общественно-политические партии и движения», «Электронные справочники», «Аналитика» и др.

В соответствии с указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» на министерство юстиции РФ возложены функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена.


На главную